Регулятор подсчитал убытки россиян от действий кибермошенников
12.07.2021
12.07.2021
В начале года потери от несанкционированных операций со счетами граждан выросли до 2,87 миллиарда рублей, что на 57 процентов больше прошлогоднего периода.
За первый квартал число похищенных средств увеличились на сорок процентов по сравнению с первым кварталом прошлого года. За этот период кибермошенники украли более миллиарда рублей, что в два раза больше, чем за январь-март прошлого года. В обзор Банк России включил также факты незаконных действий со счетами граждан в конце прошлого года на пике сезонной активности, по которым из-за новогодних праздников клиенты обратились только в январе.
Центральный банк массовый рост объема и количества хищений средств связал с выбором большинства россиян, которые предпочитают дистанционной формат потребления продуктов и банковских услуг. Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — взаимодействие вне банковских отделений возросло из-за пандемии, а количество операций с наличными деньгами снизилось, но большой процент людей предпочитают расплачиваться наличными.
Согласно представленному обзору, самый высокий рост объема действий со счетами без согласия клиента (ОБС) происходит через банкоматы и терминалы. Операции без согласия клиента, использование методов социальной инженерии и психологических манипуляций в целях кражи денег через банкоматы возросли почти втрое — до 305 миллионов рублей. Объем мошенничества в интернет-торговле также увеличился, но доля манипулятивных практик в интернет-покупках стала меньше на пять процентов.
Банк России принял меры против самого распространенного вида мошенничества — телефонного, направив операторам связи запросы для блокировки нескольких тысяч телефонных номеров и более тысячи мошеннических сайтов и доменов, через которые злоумышленники похищали денежные средства. По мнению регулятора, принятые недавно законы о блокировке таких сайтов без решения суда, усилят противодействие кибермошенничеству.
Количество операций без согласия клиента, доля социальной инженерии по всем операциям у физических лиц намного выше, чем в дистанционном банковском обслуживании юридических лиц. Эксперты также отмечают снижение активности так называемой “службы безопасности банка”, но вместе с тем, фиксирует другие способы мошеннического обмана — звонки из “правоохранительных” и других “органов” государственной власти.