Криптовалюта для футбольных клубов
11.06.2021
11.06.2021
В пандемический год, в период ограничений на спортивные мероприятия, возросло количество размещений токенов фанатскими футбольными клубами.
Обладатель “Золотого мяча” Луиш Фигу вместе с португальским футболистом Рикарду Куарежма стали представителями криптовалютной платформы Dotmoovs (MOOV) для распространения идей и продуктов на основе блокчейна. До улучшения ситуации с пандемией проект даст возможность фристайл-футболистам соревноваться онлайн и получать вознаграждение криптовалютой.
“Пари Сен-Жермен” выпустил токен PSG в начале 2020 года и стал распространять его через приложение Socios.com. Тогда Твиттер разрешил скачивать его для участия в голосованиях и состязаться за “неповторимые впечатления”.
Владельцам токенов могут предложить, например, во время игры голосовать за надпись на капитанской повязке. Болельщики намерены с помощью токенов выбирать футболиста месяца, новый комплект спортивной формы, организовать персональное общение с игроком. “Барселона”, “Пари Сен-Жермен” и “Ювентус” выпустили собственную криптовалюту для покупки права на матчах выводить на экран собственное видео или проводить прямую трансляцию из раздевалки.
Старший менеджер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Георгий Гукасян рассказал, что популярным стало создание на платформах блокчейна цифровых предметов для обмена и торговли между фанатами, участия в играх, в том числе виртуальных. По его словам, более ста клубов участвуют в этом, в том числе и “Спартак Москва”.
Стало очевидно, что такой проект необходим. Игры Лиги чемпионов в 2020 году проводились без болельщиков. Фанаты полгода были лишены возможности ходить на матчи. В компании Delloite отметили, что единственным взаимодействием футболистов с фанатами стали цифровые площадки.
Токены PSG начали торговаться на бирже Binance в конце 2020 года с первоначальной ценой в тринадцать долларов. На вторые сутки торгов стоимость составила больше тридцати пяти долларов. В обращении находится около 1,3 миллион монет, стоимостью 15,74 доллара. Тогда же были проведены торги токенами JUV “Ювентуса”. Весной 2021 года Криштиану Роналду стал первым игроком, получившим от клуба премиальные в криптовалюте JUV.
Платформа Socios.com раздавала монеты бесплатно большинству клубов в формате игры, а те продавали их по установленной цене. Но до покупки токенов болельщик должен купить криптовалюту Chiliz на блокчейне Ethereum платформы Socios.com.
Как объяснил директор финтех компании Mercuryo Петр Козьяков, блокчейн Ethereum берет на себя ввод, вывод и комиссии, а Socios.com курирует сотрудничество клубов с фанатами, обмен токенами, готовит голосования и опросы. Георгий Гукасян сказал, что выпуск токенов называется Fan Token Offering (FTO). Это процесс создания и размещения токенов на блокчейн-платформах, а болельщики их покупают по фиксированным ценам.
О запуске фанатских токенов с приложением Moonwalk, в январе объявил “Динамо-Киев”. Владелец Игорь Суркис рассказал, что болельщики будут получать токены, играя в интеллектуальные игры, а также за поддержку клуба в соцсетях.
По мнению Гукасяна, с помощью собственных криптомонет хотят вовлечь фанатов в жизнь футбольного клуба. Такая инициатива нужна для сотрудничества с фанатами, а не для привлечения денег, считает партнер швейцарского криптобанка HASH CIB Рустам Боташев. Он уверен, что футбольные токены лишь модный инструмент, и спрос на него ограничен числом участников.
По мнению эксперта Павла Федорова, выпуск токенов нужен скорее для оцифровки своих программ лояльности, возможностью продавать билеты посредством блокчейна во избежание подделок и сделать вторичный рынок менее рискованным. Федоров сравнил такую систему с покупками по карте лояльности в магазинах, которой в футболе можно купить встречу с Роналдо.
Основатель и генеральный директор Socios.com Александр Дрейфус говорил, что большинство болельщиков живут вне страны любимой команды, а токены помогут воздействовать на деятельность клуба. Для самой Socios.com сотрудничество с клубами привлечет миллионы фанатов.
Петр Козьяков считает, что ждать переворота в этой области не стоит, крипторынок нужен больше в финансовой сфере, а не для влияния на любимую футбольную команду.
Генеральный директор швейцарской финансовой компании Newcent Владимир Сметанин утверждает, что собственные футбольные токены как новый продукт — отличное решение, но они рискованны. ICO(первичное размещение) и FTO — новые инструменты на весьма волатильном рынке.
Гукасян добавил, что после размещения на бирже цена токена измеряется уже правилами рынка. Согласно CoinMarketCap, поставщика данных по криптовалютам, сейчас капитализация футбольной криптовалюты свыше 190 миллионов долларов.
Руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы Ярослав Шицле считает, что футбольная криптовалюта в России возможна, но российский закон запрещает покупку товаров и услуг за криптовалюту и разрешает только владение ими. Если токены меняют на деньги болельщиков, а потом продают за них только товары клуба, то это уже законно.