Закон о конфискации цифровых активов: мнение экспертов

 конфискации цифровых активов

Ге­не­раль­ный про­ку­рор РФ Игорь Крас­нов зая­вил, что раз­ра­ба­ты­ваются из­ме­не­ния в за­кон о циф­ро­вых фи­нан­сах в час­ти при­ме­не­ния ог­ра­ни­чи­тель­ных мер и кон­фис­ка­ции в от­но­ше­нии крип­тоак­ти­вов, используемых в преступных целях и ставших источником преступных доходов.

На конференции в Санкт-Петербурге с участием прокуроров европейских стран Краснов отметил, что первым важным шагом для решения проблемы незаконного использования виртуальных валют стал российский федеральный закон “О цифровых активах”, принятый в июле прошлого года и вступивший в силу в январе 2021 года. Согласно закону, криптовалюта считается имуществом.

По словам Краснова, цифровые валюты все чаще используются для отмывания украденных бюджетных средств, являются формой взятки и коррупции. Подчеркнув, что применение криптовалют и высоких технологий в киберпреступности будет расти, Игорь Краснов предложил европейским прокурорам выработать необходимые ответные меры.

Возможность экспроприации криптовалюты обсудили юристы и объяснили, с чем столкнутся правоохранители, и что ждет добросовестных владельцев цифровых активов.

Старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрий Кириллов объяснил, что в законе об исполнительном производстве, штрафах и конфискации имущества описывается порядок взыскания традиционного финансового и другого имущества, а процедуры конфискации криптовалют в законе нет, что требует его доработки.

По мнению юриста, признание криптоактивов имуществом в уголовном праве упростит расследования о цифровых кражах. Дмитрий Кириллов объяснил, что задача конфискации виртуальных активов техническая, когда активы хранятся не на бирже, которую можно принудить перечислить монеты, а в кошельке должника в виде децентрализованного блокчейна. Кроме того, в них нет держателей реестра и единого эмитента, отметил Кириллов.

По словам партнера Guskov & Associates Александра Гуськова, в нынешней редакции закона конфискация в отношении криптовалют применима: в нем есть открытый список активов, подлежащих изъятию и не требующих подтверждения собственности в случае, если криптоактив является предметом преступления. При этом Гуськов отметил, что механизмы экспроприации невнятны, а доступ к аппаратному хранилищу без кода невозможен.

Партнер Guskov & Associates подчеркнул, что от закона больше пострадают те, кто хранит криптовалюту на биржах или депозитариях, откуда они в теории могут легко изыматься, а для незаконного оборота криптовалют вероятнее всего будут использоваться аппаратные кошельки. В противовес конфискации, Александр Гуськов предлагает для начала решить проблему созданием прозрачной правовой среды: сделать общедоступными истории транзакций по каждой монете, ввести специальный госреестр с указанием криптоактивов, “замешанных” в преступных доходах. Подобные базы данных уже созданы и используются криптовалютными биржами.

В начале года заработал закон «О финансовых цифровых активах», запрещающий применять криптовалюты для оплаты товаров и услуг, а также рекламу платежей цифровыми валютами.

Вам будет интересно
Binance запустила платформу для эйрдропов и Web3-квестов Binance запустила платформу для эйрдропов и Web3-квестов Binance получила полную лицензию VASP в Дубае Binance получила полную лицензию VASP в Дубае В 2024 году уже было создано более 540 000 токенов В 2024 году уже было создано более 540 000 токенов Власти России достигли соглашения по условиям регулирования крипторынка Власти России достигли соглашения по условиям регулирования крипторынка Принятие закона о криптовалютах в России задерживается из-за позиции одного ведомства Принятие закона о криптовалютах в России задерживается из-за позиции одного ведомства
Хочешь узнавать новости первым?
Подпишись на рассылку
Поделиться
Читать также