Что такое чарджбэк и как его получить
19.10.2021
19.10.2021
Чарджбэк – это процедура оформления возврата платежа через банк или платежную систему.
Чарджбэк производится в тех случаях, когда продавец и покупатель не пришли к соглашению по поводу платежа, при этом банк выступает третьей стороной и оценивает ситуацию. Если доказательства на стороне покупателя, ему вернутся деньги.
Чарджбэк нельзя получить, если:
Особенности возвратных операций
Когда вы обращаетесь за возвратом платежа, задействуется банк отправителя, банк получателя и платежная система, которая его обрабатывала. Получив претензию и проведя проверку доказательств, банк вернет средства.
В российском праве понятия чарджбэка не существует, поэтому каждый банк самостоятельно устанавливает порядок предоставления такой услуги, а также сроки и комиссии. Все условия прописаны внутренними правилами и должны быть указаны в клиентском договоре.
В каком случае лучше обратиться за чарджбэком:
Любая ситуация, в которой деньги списаны неправомерно или без вашего ведома, может решаться чарджбэком. Также решаются конфликты с продавцами, которые не выходят на связь.
Как получить чарджбэк
Если возникла конфликтная ситуация, попробуйте сначала решить ее с продавцом или поставщиком услуг самостоятельно. Пропустить этот шаг нельзя, иначе банк откажет в чарджбэке.
Свяжитесь с продавцом, желательно письменно, чтобы его ответ можно было зафиксировать. Это может быть e-mail, форма обратной связи или чат на сайте. Если виртуальных контактов нет, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении.
Если продавец вам отказал, сделайте скрины переписки. Если же он вас игнорирует, подождите ответа неделю и напишите повторно.
Опишите ситуацию в банке и попросите опротестовать платеж по карте. Приложите доказательства вашего общения с продавцом: чеки, почтовую квитанцию, скрины переписки, свои обращения без ответа.
В различных ситуациях и банках срок подачи заявления на чарджбэк может различаться. Обычно действуют такие правила:
Банк заберет ваше заявление, на ответ у него будет 30 дней (для внутренних покупок) или 60 дней (для зарубежных).
Банк может отказать вам, если по своим правилам он не проводит процедуру чарджбэка, вы не уложились в сроки или ваша претензия не соответствует внутренним требованиям. Также сотрудники могут попросить вас повторно связаться с продавцом или предоставить дополнительные документы.
Если вернуть деньги через чарджбэк не удалось, вы можете пожаловаться на продавца в Роспотребнадзор или подать на него в суд. Также вы можете пожаловаться на банк регулятору, но только в том случае, если банк не укладывается в сроки.