Мошенники каждый день пытаются украсть деньги с наших счетов, поэтому сообщать и передавать свои банковские реквизиты стало небезопасно. Появилось множество хитрых уловок в сфере социальной инженерии, а также технических ноу-хау вроде подмены голоса во время звонка. Давайте разберемся, какие данные не стоит разглашать ни при каких обстоятельствах, а какими можно поделиться.
Какую информацию можно передать
- 16-значный номер банковской карты. Вы можете сообщить его даже незнакомцу – например, если он планирует что-то у вас купить. Другие реквизиты – CVV или срок действия – говорить нельзя.
- 20-значный номер банковского счета, а также БИК и номер корреспондентского счета. Его чаще всего просят юридические лица при расчете за работу с фрилансерами в интернете.
- Номер телефона плюс название банка. Эти данные требуются для перевода без комиссии через Систему быстрых платежей (СБП).
- Последние четыре цифры номера карты и кодовое слово. Можно называть только в том случае, если вы сами позвонили в банк по номеру, который взяли на официальном сайте или на самой карте.
Получение этой информации само по себе не позволит украсть ваши деньги. Однако она может использоваться в общении с вами, чтобы вызвать доверие и убедить самостоятельно отправить деньги мошеннику.
Как определить, что звонит мошенник
Приучите себя скептически относится к любым звонкам, которые к вам поступают. Злоумышленники могут подменить номер, который принадлежит банку, чтобы вы ему доверились, а также назвать вас по имени и сообщить ваши личные данные. Их находят в социальных сетях и слитых базах. Если вам звонят и просят прояснить какую-то ситуацию, положите трубку, перезвоните по официальному номеру и уже тогда выясняйте, в чем проблема и существует ли она вообще.
В случае, если вы сами сообщили мошеннику свои данные или отправили ему денежный перевод, банк не обязан компенсировать ваши потери. По закону и внутренним правилам вы должны предпринимать максимум усилий, чтобы самостоятельно защищать свои конфиденциальные данные.
Если вас все же обманули:
- Заблокируйте карту через интернет-банкинг, в мобильном приложении или звонком в банк. Перевыпустите карту.
- Отключите функцию дистанционного доступа к счету, если считаете, что логин-пароль от него оказался в чужих руках. Для этого тоже нужно позвонить в банк. Затем обратитесь в отделение с паспортом, чтобы прояснить ситуацию и получить новый логин и пароль.
- Запросите у банка свою кредитную историю, чтобы удостовериться, что на ваше имя не взяли кредитов.
Какие данные запрещено передавать
Вы точно говорите с мошенниками, если у вас просят:
- CVV-или CVC— код – те самые три цифры с оборота карты. Используются при оплате покупок онлайн. Получив эти данные, мошенники смогут делать покупки от вашего имени.
- Любые пароли и одноразовые коды. Никому не диктуйте содержимое смс, которые приходят из банка. Они нужны для подтверждения транзакций и лучше всего охраняют ваши деньги.
- Срок действия карты. На некоторых сайтах можно купить товары, зная лишь номер карты и срок ее действия. Сотрудник банка точно не будет о нем спрашивать – эта информация у него и так есть.
- ПИН-код карты. Четырехзначный код, который позволяет снять наличные с карты в банкомате.
Будьте осторожны не только по телефону, но и в социальных сетях. Мошенники придумывают массу новых способов развести людей на деньги. Только ваша бдительность и недоверие может спасти от финансовых потерь.